В последнее время резко увеличилось
число лечебно-реабилитационных центров (ЛРЦ), занимающихся проблемами
алкоголизма и наркомании и использующих Программу "12 Шагов". Рано
или поздно их идеология попадает на группы АА. Это происходит в основном двумя
путями:
1. Через прямое влияние лечебного центра на
группы АА;
2. Через выпускников центров, которые
становятся членами групп АА.
Среди Анонимных Алкоголиков мнение о
лечебных программах очень разнообразное: от отождествления АА с ними ("Я
попал в АА, переступив порог лечебного центра") до полного отрицания
лечебных программ ("Их всех на фонарных столбах вешать надо. Только деньги
умеют тянуть"). Это крайние точки зрения. Истину надо искать посередине.
В сегодняшнем своём выступлении я
нисколько не хочу преуменьшить полезность и большую роль таких центров в общей
борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Сегодня речь пойдёт о сходстве и различии
АА и лечебно-реабилитационных программ.
Сходство
*
И АА, и ЛРЦ исходят из одинакового определения алкоголизма, как неизлечимой,
прогрессирующей и смертельной болезни, поражающей тело, разум и душу.
*
И АА, и ЛРЦ опираются на одну и ту же Программу "12 Шагов".
Разработанная в середине 30-х годов основоположниками АА, эта программа
длительное время доказывает свою эффективность.
*
И АА, и ЛРЦ признают, что для полноценной жизни необходимо восстанавливать все
эти составляющие, т.е. приобрести телесное здоровье, восстановить разум и
обрести душевный покой.
*
И АА, и ЛРЦ считают, что такое восстановление возможно лишь в окружении себе
подобных, т.е. в группе таких же алкоголиков.
*
И АА, и ЛРЦ исходят из того, что только личное добровольное желание избавиться
от алкоголизма может принести какие-либо результаты.
Как видно из вышесказанного,
совпадения достаточно значительны. Можно даже сказать, что всё, что касается
самой Программы "12 Шагов", совпадает полностью. Но как только мы
переходим к Традициям, по которым живут Анонимные Алкоголики, картина резко
меняется.
Различия
1.Наше
общее благополучие должно стоять на первом месте: личное выздоровление зависит
от единства АА.
В ЛРЦ превыше всего личное
выздоровление. Перенос такого подхода в АА приводит к наплевательскому
отношению к проблемам других алкоголиков и АА в целом. К непониманию, что не
будет АА, не будет и своей трезвости.
2.В
делах нашей группы есть лишь один авторитет - любящий Бог, воспринимаемый нами
в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши
руководители - всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.
В
ЛРЦ высший авторитет - собрание терапевтического персонала во главе с
директором. При этом распоряжения этого собрания носят ярко выраженный
приказной характер.
Перенос
такого подхода в АА приводит к "игре в психотерапевта", т.е.
появлению членов АА, которые начинают поучать других, особенно новичков, что и
как им надлежит делать. Но самое интересное то, что остальная часть группы
часто воспринимает это как должное. То есть нисколько не сомневается в том, что
группой можно и нужно руководить. А новичков можно и нужно учить уму-разуму.
3.Единственное
условие для того, чтобы стать членом АА - это желание бросить пить.
В ЛРЦ принимаются желающие лечиться,
способные оплатить своё лечение и удовлетворяющие критериям приёма (возраст,
психологический статус, медицинские показания).
Перенос такого подхода в АА приводит к
построению всяческих прогнозов, типа: "С этим можно возиться. А тот ничего
не понимает и плохо выздоравливает".
Но
хуже всего, когда нарушение этой Традиции делает группы фактически закрытыми.
Приведу два примера. При разговоре с одним из наших братьев он упомянул, что
никогда не был на других группах в городе. На мой удивлённый вопрос: "А,
собственно, почему?" Он ответил: "Наша группа одновременно целиком вышла
из лечебного центра. Мы там раскрылись друг перед другом полностью. Неужели ты
думаешь, что я смогу быть таким же откровенным на какой-либо другой
группе?" Оставлю это высказывание без комментариев.
На другой группе наш анонимный брат
мне сказал следующее: "У нас очень сплочённая и хорошая группа. Все мы
вышли из центра. Я пришёл последним полтора года назад. С тех пор мы все
помогаем друг другу сохранять трезвость!" Какой гордостью за группу
светились его глаза! Мне, наверно, надо было радоваться, что я первый за
полтора года "посторонний человек", посетивший их группу. Но я не
радовался. Мне было грустно.
4-Каждая
группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих
другие группы или АА в целом.
В ЛРЦ группа не может быть самостоятельной.
Она проводится под управлением медицинского персонала. К тому же она по сути
своей всегда открытая, поскольку допускает присутствие врачей - не алкоголиков.
Перенос такого подхода в АА приводит к
перекосам в нескольких направлениях. Во-первых, некоторые члены АА пытаются
навязать своё понимание, что такое группа и как она должна работать. Наиболее
часто это выражается в указанной выше "игре в психотерапевтов".
Во-вторых, наблюдается тенденция сделать группу максимально открытой, допуская на
неё членов Ал-Анон, наркоманов, религиозных деятелей. Это приводит, в конечном
счёте, к тому, что группа превращается в "КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ" (или в
собрании группы участвует врач из центра, а сама группа становится лечебной
группой из центра).
На одной из групп, в которых я побывал,
произошло следующее. После объявления темы на следующую группу и закрытия
группы ведущий достал тетрадь и что-то начал писать. Я решил, что он записывает
объявленную тему в тетрадь, чтобы следующему ведущему было легче ориентироваться.
Идея мне очень понравилась, поэтому я подошёл к ведущему и попросил объяснить,
как ведется эта тетрадь. Велико было моё удивление, когда в тетради я увидел
краткие отчёты о собрании. То есть - тема собрания, и кто сколько говорил. На
мой вопрос: "Зачем это?" последовал ответ: "Как это зачем? Для
нашего врача!" Темы, оказывается, тоже назначал врач. Лечебный центр этого
города рассматривал группу АА как своё собственное продолжение. Просто ещё одно
подразделение центра. А группа при этом совершенно не сомневалась, что не может
быть иначе.
5.У
каждой группы есть лишь одна главная цель - донести наши идеи до тех
алкоголиков, которые все ещё страдают.
В ЛРЦ цель лечения - помочь в личном
выздоровлении и в решении личных проблем каждому пациенту.
Перенос такого подхода в АА приводит к
отсутствию притока новичков в группы. Некоторые из примеров на эту тему я уже
привёл раньше. Действительно, зачем вести какую-то работу по донесению идей,
если центр периодически выплёскивает новоиспечённых АА-шников из своих стен?
Приток всегда будет. Это задача центра искать других алкоголиков. Пусть ищут.
Им за это деньги платят.
6.Группе
АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для
использования какой-либо родственной организации или посторонней компании,
чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали
нас от нашей главной цели.
ЛРЦ связаны деньгами, собственностью и
престижем. Без этого немыслима их профессиональная деятельность.
Перенос
такого подхода в АА приводит к появлению случаев, когда группы, сами того не
ведая, поддерживают и предоставляют имя АА лечебным центрам. И цена этому
совсем небольшая, как правило, это бесплатное помещение, которое предоставляют
для собраний АА эти центры. Как это необходимо лечебному центру! Как ему
хочется сказать: "МЫ И ЕСТЬ АА! Вот здесь алкоголики начинают лечиться, а
вот тут у нас же они всю жизнь продолжают трезветь". Как греют душу
персоналу центра высказывания, что "я попал в АА, переступив порог
лечебного центра"! Как им хочется пользоваться именем АА! И ведь
пользуются с молчаливого согласия групп...
7.Каждой
группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от
помощи извне.
ЛРЦ имеет право принимать любую помощь.
Он не только может, но и должен принимать такую помощь, т.к. без неё не сможет
существовать (во время пребывания в центре пациенту обязаны оказывать
психологическую помощь за деньги).
Перенос такого подхода в АА приводит к
появлению случаев, когда выпускники лечебных центров, наверно по привычке,
начинают требовать от других членов группы усиленной работы с ними.
"Ребята! Я к вам при-
шёл
за помощью. Я сдался вам! Возвращайте меня к жизни. Лечите меня!" Этот
человек просто перепутал АА с лечебным центром, где заплатил деньги и его
ОБЯЗАНЫ лечить.
Всё, что сказано выше о бесплатных
помещениях, предоставляемых лечебными центрами для групп АА, полностью
относится и к этой Традиции. Это одновременно является и приёмом "помощи
извне".
8.Сообщество
Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением,
однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определённой
квалификацией.
ЛРЦ является специализированной
высокопрофессиональной организацией.
Ну
тут, кажется, всё ясно. Некоторые выпускники лечебных центров играют роль
этаких "ГУРУ", экспертов в области алкоголизма. Любят выдавать они
свою компетентную оценку ("Тебе можно сразу в группу. А тебе надо сначала
центр пройти"). Любят они ввязываться в общественные дискуссии. И при этом
с гордостью говорят: "Я не боюсь вслух сказать, что прошёл огни и воды. И
так лечился и эдак. И в лечебном центре был. Я не боюсь сказать при такой
большой аудитории, что я - анонимный алкоголик, и теперь всё знаю об этой
болезни".
Короткое высказывание, но бедные
Восьмая, Десятая и Двенадцатая Традиции!
Высказывания таких "ГУРУ" на
группе отпугивает тех алкоголиков, которые с ненавистью относятся к медицине и
боятся врачей. Возможно, мы мало знаем о них, потому что они просто уходят из
группы и больше не приходят. Но такой уход для них может означать, как
говорится в книге "Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций": обречь
человека на смерть.
9.Сообществу
АА никогда не следует обзаводиться жёсткой системой управления; однако мы можем
создавать службы и комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они
обслуживают.
Нашу группу основал один из выпускников
лечебного центра. Несколько месяцев он вёл нашу группу. Он задавал вопросы.
Комментировал услышанное и давал рекомендации, кому над чем надо работать.
Существовали даже домашние задания. Все мы, в том числе и он, думали, что это
действительно группа Анонимных Алкоголиков.
Только через полгода, побывав на других
группах в других городах, мы поняли, что у нас не совсем группа Анонимных
Алкоголиков. А чуть позже поняли, что у нас совсем не группа АА. Вот так я
познакомился с жёсткой системой управления.
10.Сообщество
Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не
относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в
какие-либо общественные дискуссии.
ЛРЦ может выступать и выступает в
обществе экспертом по вопросам алкоголизма, участвует в общественных
дискуссиях.
И.Наша политика во взаимоотношениях с
общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на
пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с
прессой, радио и кино.
ЛРЦ не может не рекламировать себя,
чтобы иметь средства к существованию. Ни о какой анонимности тут и речи нет.
12.Анонимность
- духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что
главными являются принципы, а не личности.
В ЛРЦ анонимность является
относительной. Высказывания и истории пациентов являются достоянием каждого
члена лечебного персонала, т.е. может быть вынесено за пределы комнаты, в
которой это произносилось. При этом оставаясь в стенах центра.
В заключении хотелось бы ещё раз
подчеркнуть, что я нисколько не умаляю ту огромнейшую работу, которую делают
ЛРЦ. Целью моего выступления было показать, что они и АА - это две
принципиально различные организации, которые при всём сходстве целей резко
отличаются в методах достижения этих целей.
Смешение этих понятий можно отнести к
"болезни роста". Когда группы начинают глубоко прорабатывать 12
Традиций АА, то быстро разбираются, что к чему.
|