Шестой шаг.
Были полностью готовы предоставить Богу, избавить нас от
всех дефектов нашего характера.
Шестой шаг
может быть сложен для понимания.
Первая часть шага говорит, что "были полностью готовы". Вы не можете
измениться, пока не захотите этого, не решитесь на это. И шестой шаг дает это
понять. Далее говорится, что мы "предоставляем Богу избавить нас от всех
наших дефектов характера".
Сначала это
смущало меня. Я всегда думал, что
выздоравливающие алкоголики должны меняться и должны работать над этим. Я воспринимал
этот шаг как пассивный, который советует алкоголикам просто сидеть, ничего не
делать и ждать вмешательства Бога. Позже, однако, я изменил свое мнение.
Сейчас я
полагаю, что Бог избавляет алкоголика от его дефектов в результате процесса.
Во-первых, вы должны определить дефект, от которого хотите избавиться. Это
происходит в четвертом шаге. Затем вы раскрываете сущность вашего дефекта перед
Высшей Силой, чтобы обрести мужество, силу и надежду. Также вы делитесь своим
открытием с другим, более опытным человеком, чтобы получить от него совет, как
избавиться от вашего дефекта. Это работа пятого шага. Далее вы должны прийти к
глубокому убеждению, что можете решить свою проблему, и преисполниться
готовностью сделать это. В этом заключается шестой шаг.
В моем
понимании Бог не делает "черновую работу" за других. Многие зависимые
люди хотят, чтобы другие делали все, что нужно для их выздоровления. И этот
аддиктивный образ мышления они применяют к своей Высшей Силе. Они создают себе
образ созависимого Бога, который чудесным образом устранит все их проблемы,
освобождая их от всякой ответственности. В моем понимании Бог не является
созависимым. Мой Бог дает возможность выздоравливающим людям испытывать
последствия их собственного поведения, получать уроки из своих ошибок и делать
то, что необходимо для решения проблем.
В жизни не
существует такой вещи как "бесплатные обеды". Бог не будет платить за
вас по счетам. Вы можете делать все, что захотите, если только готовы заплатить
за это соответствующую цену. И это весьма существенное если. Что придает вам желания и решимости платить по счетам? Я полагаю,
что Бог, как вы его понимаете. И если ваш Бог, ваша Высшая Сила не дает вам
достаточно мужества, чтобы избавиться от дефекта характера, возможно, вам нужно
заменить вашу Высшую Силу на другую, более эффективную.
В основе шестого шага лежит личная попытка человека
понять, что есть Бог, и как Он действует в жизни. Вы можете прийти к своей
собственной концепции Высшей Силы. Именно на это ориентирована программа А.А.
Чаще всего, в процессе работы по программе, понимание Бога у людей меняется.
Концепция Бога, который помогал им оставаться трезвыми три дня, сильно
отличается от концепции Бога, которые поддерживает их трезвость в течение трех
лет. Бог не меняется, меняется ваше понимание Бога. Когда человек не может
понять разницы между Высшей Силой и "своим пониманием" Высшей Силы, у
него возникают проблемы. Многие составляют себе ошибочное представление Бога и
затем настаивают, чтобы весь мир верил, как они.
На мой взгляд,
полезно рассматривать английское слово "God" (Бог) как акроним для выражения "Good Orderly Direction" (Хорошо
организованное руководство). Бог создал организованную вселенную и наделил
человека разумом, чтобы он мог представить себе, как устроена вселенная. Он также
дал нам закон причин и следствий и способность делать выбор, чтобы мы могли
учиться, исходя из своего выбора. Таким образом, мы думаем, выбираем, действуем
и получаем последствия наших действий.
Эти
последствия можно рассматривать как послания Бога, с помощью которых Он
преподает нам жизненно важные уроки. Если последствия наших действий ведут к
росту, любви и душевному равновесию. Бог говорит нам таким образом:
"Молодец!" Если в результате наших действий возрастают страдания и
разлад. Бог как бы говорит: "Здесь что-то не так. Ты должен получше
подумать о своем образе жизни и изменить свое поведение".
Когда мы
обсуждали шестой шаг с отцом Мартином, он сказал: "Бог дает нам мужество,
силу и способ, как исправить наши дефекты характера. Но исправлять должны мы
сами". В А.А. эта концепция называется "передай Богу, но сделай
черновую работу". Вы передаете свое саморазрушительное поведение на волю
Бога, чтобы свыше получить знание того, что вам нужно делать. А также вы
получаете мужество и силу, чтобы действовать. И затем вы делаете самое сложное
- начинаете действовать.
Отец Мартин
учит, что Бог всегда отвечает на наши молитвы. Если вы просите:
"Господи,
пожалуйста, сделай меня врачом". Бог отвечает вам:
"Поступай
в медицинский институт!" Если вы просите Его наладить ваш брак. Он
советует вам обратиться в консультирование по вопросам семьи. Если вы молите
Бога:
"Пожалуйста,
избавь меня от компульсивного переедания". Он отвечает: "Включайся в
программу для страдающих перееданием".
Так что,
действительно, все очень просто. Вы обращаетесь за руководством, чтобы узнать,
что нужно сделать, и затем просите воодушевление, мужество и силу, чтобы
сделать это. Вы обладаете свободной волей, и поэтому можете делать то, что
хотите. Вы свободны делать или не делать то, что необходимо. У вас есть право
выбора. То, что вы выбираете, влечет за собой определенные последствия. И ваше
право - извлекать уроки из этих последствий.
Один
выздоравливающий алкоголик по имени Берт не мог поддерживать порядок в своем
доме. Он жил в ужасном беспорядке, и это сводило его с ума. Берт решил
справиться с проблемой, передав ее Высшей Силе. И он стал просить Бога убраться
в его доме.
Когда это не
сработало, Берт поговорил со своим спонсором и осознал, что неправильно понял
роль Высшей Силы. Он понял, что Бог не собирается убираться в его доме.
Пересмотрев свои взгляды, Берт пришел к заключению, что, раз в его доме
беспорядок, значит. Бог хочет, чтобы он жил в беспорядке. Тогда Берт начал
просить Бога, чтобы Тот помог ему чувствовать себя комфортно в беспорядке.
Но это также
не сработало. В конце концов, Берт осознал, что, если он не хочет жить в
беспорядке, он должен просить, чтобы Бог дал ему мужество и силы привести в
порядок свой дом.
С
психологической точки зрения шестой шаг очень интересен. Человек пытается жить
с осознанием дефектов своего характера и их последствий. Это осознание
заставляет его страдать. В конце концов, он устает от своих дефектов и готов от
них избавиться. В шестом шаге нет никакой магии. Вы просто устаете "от
усталости и страданий". Вы устаете жить с дефектами характера, которые
приводят в беспорядок вашу жизнь, и преисполняетесь готовностью измениться.
Когда вы
осознали свои недостатки и пожили некоторое время с этим осознанием, у вас
появляется мотивация узнать, что вам нужно делать, чтобы от них избавиться.
Тогда вы собираете силу и мужество, чтобы сделать то, что необходимо. Это
приводит вас к седьмому шагу.
Многие люди
долго бьются над шестым и седьмым шагами. Может быть, множество различных
интерпретаций этих шагов. Каждый человек интерпретирует их по-своему,
основываясь на собственной концепции духовности. Лично я верю в разумную
духовность, которая учит, что духовная истина и рациональная истина
представляют собой одно и то же и являются результатом различных способностей
творческого ума. Я верю, что Бог создал упорядоченную вселенную и наделил
человека разумом, чтобы он мог понять эту вселенную. Бог, как я его понимаю,
никогда не поставил бы необходимым условием освобождения отключение разума.
Бог также дал
человеку способность делать выбор, получать опыт и затем размышлять о
последствиях своего выбора. Бог как будто ожидает, что человек будет извлекать
уроки из последствий своего поведения, и вносить в него изменения. Бог дает
человеку мужество и силу, но совершать изменения должен сам человек. Бог, в
моем понимании, никогда не изменил бы естественный порядок вещей во вселенной
лишь из-за того, что выздоравливающий алкоголик привел в беспорядок свою жизнь
и не хочет ничего делать, чтобы привести ее в порядок.
Я знаю многих
людей, которые верят, что их выздоровление произошло лишь благодаря
непосредственному вмешательству Бога. Они называют это "чудом".
Многие трезвые алкоголики уверены, что выздоровели благодаря непосредственному
чудесному вмешательству Бога. Я знал алкоголиков, безнадежных с точки зрения
медицины и психотерапии, которые все-таки выздоровели благодаря программе А.А.
и вере в Бога. Поэтому я считаю, что нет безнадежных алкоголиков. Выздоровление
произойдет, когда вы поверите в его возможность и будете готовы черпать из источника мужества, силы и надежды,
моля о чуде и ожидая его. Однако, как учит А.А., для выздоровления нужно
больше, чем просто молитва. Молясь об урожае картошки, будь готов взяться за
лопату и сажать ее. Шестой шаг ставит перед нами шесть задач.
1. Вы признаете, что и в трезвой жизни дефекты
вашего характера приводят к саморазрушительному поведению, создающему проблемы.
Даже в
трезвости многие люди продолжают вести себя саморазрушительным образом.
Причиной этого компульсивного поведения являются дефекты характера. Чтобы
освободиться от компульсивных побуждений, нужно избавиться от дефектов
характера. А чтобы избавиться от дефектов характера, нужно захотеть сделать
это. В этом и заключается работа шестого шага - пробудить в человеке готовность
избавиться от дефектов характера, которые делают его несчастным в трезвости.
Дефекты
характера заставляют выздоравливающего алкоголика думать, вести себя и общаться
с другими людьми как алкоголик или наркоман, хотя он больше не пьет или не
употребляет наркотики. Другими словами, дефекты характера являются причиной
того, что называется "сухим алкоголизмом". Такое поведение является
самопроизвольным, и его трудно изменить. Человеку в трезвости легче продолжать
думать, чувствовать, действовать и общаться с другими людьми, как и раньше,
когда он пил или употреблял наркотики. Гораздо сложнее вести себя в
соответствии с ориентированными на трезвость ценностями.
В А.А.
сознательный контакт с ориентированным на трезвость образом жизни называется "безмятежность",
душевный покой. Безмятежность не означает оцепенение, ступор как под действием
наркотиков, как многие люди склонны думать. "Безмятежность? Это как под
действием опиума?" Нет.
Безмятежность, душевный покой означает полное принятие всего спектра чувств и
эмоций. Это способность чувствовать то, что ты чувствуешь, когда ты это
чувствуешь. Способность полностью осознавать это и знать, что это нормально.
Я могу
испытывать гнев, и все же оставаться спокойным. Почему? Потому что я знаю, что
испытывать гнев - это нормально, и что я могу справиться с ним, не навредив
себе и другим. Или я могу быть печальным, и все же спокойным, безмятежным.
Почему? Потому что основополагающее состояние безмятежности является признанием
законности того, что я чувствую. Мое чувство истинно, оно реально существует, и
я не должен стыдиться его или чувствовать вину.
Душевный покой
- это также понимание, что мои чувства и моя реакция на них - две совершенно
разные вещи. Вот пример Лу. Они с
женой жили раздельно, но Лу хотел снова сойтись с ней. Однажды Лу познакомился
с привлекательной женщиной, она флиртовала с ним, и пригласила вместе
поужинать. Лу принял приглашение.
Во время ужина
стало очевидно, что между ними возникло сильное сексуальное влечение. Молодая
женщина пригласила Лу к себе. Он отказался, и женщина была очень удивлена.
"Прости",
- сказала она, - "я, должно быть, неправильно поняла то, что происходило
между нами. Я думала, что возникли взаимные чувства".
"Ты
права", - ответил Лу. - "Я испытываю сильное влечение к тебе, и было
бы действительно здорово пойти к тебе и заняться любовью. Часть меня
действительно хочет этого. Но я женат. И хотя сейчас мы разошлись, я хочу,
чтобы жена вернулась ко мне. В данный момент это для меня стоит на первом
месте".
Помолчав, Лу добавил: "То, что я чувствую, и
то, как реагирую на свои чувства - две разные вещи. Я знаю, что я чувствую, и
это прекрасно! Но я не собираюсь действовать в соответствии со своими
чувствами, потому что это не самое важное для меня. Я не собираюсь жертвовать
тем, чего хочу больше всего, ради того, что мне хочется в данный момент".
В этом
заключается душевный покой. Это способность понимать разницу между тем, что
нужно делать для выздоровления, и тем, что хочется делать, но что создаст
проблемы. Вернувшись домой, Лу испытывал сожаление, что лишил себя определенных
переживаний. Но он воспринял это как должное. Потери неизбежны. Такова жизнь.
Что сделал бы
Лу, если бы не находился в трезвом состоянии ума? Трезвый человек обычно
следует последовательности: готовность, цель, огонь. Человек в состоянии
зависимости ведет себя в соответствии со схемой: готовность, огонь, цель,
падение, обвинение кого-то другого.
Если бы Лу
следовал аддиктивному мышлению, он лег бы в постель с той женщиной, жена
развелась бы с ним, и он сказал бы: "Она во всем виновата. Была бы у меня
разумная жена, она в самом начале не ушла бы от меня. Тогда я не попал бы в
такую ситуацию. Она во всем виновата!"
2. Вы осознаете, что ваши дефекты характера дают вам
временное удовольствие, которое вам нравится испытывать.
С дефектами
характера связано не только плохое - они имеют две стороны. Они могут приносить
удовольствие и причинять вред, хотя и в разное время. Вы испытываете
удовольствие в данный момент, но позже расплачиваетесь за это. В результате, в
целом» дефекты характера негативно влияют на вашу жизнь.
Когда приходит
расплата, приходят страдания, вы снова
прибегаете к тому же поведению, чтобы получить временное облегчение. Когда это
вызывает еще больше страданий, вы снова делаете то же самое. Но теперь вам приходится делать это чаще и в большей
степени. Так у вас появляется зависимость. Дефекты характера ведут к
возникновению зависимости.
В А.А. часто
говорят: "Начинается разгул эго". Один человек сказал так: "У
меня возникает зависимость ко всему, что доставляет мне удовольствие и что мне
стоит попробовать больше, чем один раз". Зависимые люди склонны впадать в
крайности. Вы должны осознать, что дефекты характера причиняют вам не только
неприятности. В определенные моменты они позволяют вам испытывать удовольствие.
3. Вы определяете дефекты характера, от которых
хотите избавиться.
Один из
способов работать по шестому шагу - составить список ваших дефектов характера,
включая проблемы и выгоды, связанные с каждым из них.
То, что
дефекты характера вызывают проблемы, не должно удивлять. Однако многие люди
отрицают существование проблем или обвиняют в них кого-то другого. Чтобы
захотеть избавиться от какого-то дефекта характера, нужно тщательно исследовать
проблемы, которые с ним связаны.
Увидев
проблемы, связанные с данным дефектом характера, вы должны посмотреть, какие
преимущества вы имеете, сохраняя этот дефект. Многие удивляются, когда я
спрашиваю их, какую пользу они получают от своих дефектов характера.
"Разве есть какая-то польза в дефектах?" - спрашивают они. Да. Что-то
вы определенно получаете от своих дефектов характера, иначе вы давно отказались
бы от них. Прежде, чем избавиться от какого-то дефекта характера, вы должны
выяснить, какие преимущества он вам дает, и научиться получать то же самое иным
путем.
Затем вы
сопоставляете проблемы и выгоды, связанные с каждым дефектом характера, чтобы
решить, готовы ли вы избавиться от них и делать все, что для этого необходимо.
Помните, что, избавляясь от дефекта характера, вы должны не просто перестать
действовать старым образом, но и начать делать что-то другое, что даст вам те
же преимущества, но здоровым путем, не создавая проблем и не причиняя
страданий. Когда вы определите свои дефекты характера, а также проблемы и
выгоды, связанные с каждым из них, вы можете решить, от каких дефектов вы
готовы отказаться, а от каких - нет. Итак, вы разделяете свои дефекты характера
на два списка. В первый входят дефекты, от которых вы хотите избавиться, а во
второй - которые хотели бы пока сохранить.
Фрэнк,
например, отличался претенциозностью. Он искренне верил, что он умнее и
значительнее других. В результате он подавлял людей и отталкивал их от себя.
Это привело к одиночеству. Почему же Фрэнк продолжал быть претенциозным?
"Мне нравится это", - говорил он на группе. - "Таким образом, я
чувствую себя сильным и энергичным. Я чувствую свою значительность, чувствую,
что я действительно чего-то стою. Если я откажусь от претенциозности, я буду
ощущать себя ничтожным и ненужным".
Чтобы
отказаться от претенциозности, Фрэнку нужно было найти другой способ ощущать
себя сильным, энергичным и значительным. Он попытался помогать другим,
выслушивая и поддерживая их, не давая наставлений и не навязывая своей воли. И
Фрэнк обнаружил, что чувствует себя нужным, что люди стали с удовольствием общаться
с ним. Он больше не испытывал одиночества. Он был бодр и чувствовал свою
значимость. Научившись помогать другим, не навязывая своей воли, он смог
избавиться от претенциозности.
4. Вы просите дать вам решимость делать все
необходимое, чтобы избавиться от дефектов характера, от которых вы готовы
отказаться.
Шестой шаг -
это не магический процесс, когда вы просите, и Бог чудесным образом избавляет
вас от ваших дефектов характера. Бог, как я его понимаю, не действует подобным
образом. Бог дал мне разум и сознательную волю, и Он говорит: "Выбирай и
действуй, и по последствиям своих действий ты узнаешь, правильный ли ты сделал
выбор".
Шестой шаг -
это ведение осознанной жизни и извлечение уроков из последствий своего
поведения. Дефекты характера ведут к болезненным последствиям. Осознавая свои
дефекты и последствия, к которым они постоянно приводят, вы, в конце концов,
устаете от факта, что сами убиваете себя. Осознав разрушительную природу ваших
дефектов, вы преисполняетесь решимостью что-нибудь сделать с ними.
5. Вы определяете дефекты характера, от которых вы
еще не готовы отказаться.
Многие люди,
на самом деле, любят дефекты своего характера. Выгоды, которые они получают от
этих дефектов, так важны для них, что они не хотят от них отказаться. Конечно,
с ними связаны некоторые проблемы. Но они также позволяют человеку чувствовать
себя хорошо.
Выздоравливающие
алкоголики начинают осознанно делать выбор, как им жить. Они включают свое сознание, а не отключают
его. Трезвость - это процесс зажигания огней, а не их выключение. Аддиктивное
мышление отключает сознание; мышление, ориентированное на трезвость, включает
его.
Человек
начинает жить осознанно. Его понимание проясняется, чувства обостряются,
опыт становится более
полным. Реальность расширяется,
увеличивается и
интенсифицируется. В шестом шаге Высшая Сила дает человеку энергию, необходимую
для полного осознания реальности, и мужество, чтобы открыто встретиться с ней.
Шестой шаг
говорит: "были полностью готовы". Только живя полностью осознанно, вы
можете выбирать, будете вы делать то, что благоприятно для вас, или то, что
причинит вам вред. Только знание механизмов такого выбора и осознание того, что
вы делаете, позволяет вам решиться на изменения. Как говорят в А.А.: "Мы
устали быть больными и усталыми".
И это
осознание относится не только к злоупотреблению спиртным. Это относится к
любому дефекту характера человека. Пока вы не устанете от того, что данный
дефект характера делает с вами, вы не
будете готовы измениться.
6. Вы просите дать вам в будущем готовность
избавиться от дефектов характера, от которых вы пока не можете отказаться.
Возможно, вы не хотите отказаться от каких-то
дефектов характера сейчас, но вы надеетесь, что в будущем вы будете готовы
избавиться от них. В сущности, вы говорите: "Я не готов сделать это
сегодня, но, пожалуйста, дай мне желание и готовность сделать это в
будущем".
Например,
Стэн, выздоравливающий алкоголик, был руководителем большого лечебного центра,
в котором было более сотни сотрудников. Дефектом характера Стэна была
претенциозность. Он испытывал потребность во власти, и он пользовался ею. Стэн
манипулировал сотрудниками и ожидал от них полного подчинения. Для того чтобы
чувствовать себя значительным, ему были необходимы другие люди. Даже после семи
лет трезвости Стэн не мог представить себя без этой власти. Он не мог сказать:
"Когда-нибудь в будущем я бы хотел избавиться от этого". Жизнь была
непостижима для него без этой "интоксикации властью".
Работа по
шестому шагу заняла у Стэна четыре года. Четыре года он жил с осознанием той
цены, которую он платил за свою власть, прежде чем обрел мужество и силу что-то
изменить. В течение этих четырех лет он жил в состоянии постоянного стресса,
который буквально убивал его. Но Стэн не сдавался. Почему? Его претенциозность
не позволяла ему уйти с работы. Его гордость не давала ему сказать: "Я не
могу с этим справиться; мне нужно что-то другое". В конце концов, он попал
в отделение интенсивной терапии в результате полного расстройства здоровья,
вызванного стрессом. Десять дней Стэн провел в размышлениях о цене, которую ему
приходилось платить за обладание властью. В конце концов, он решил, что это не
стоит того. Он решился найти другую работу. Когда вы готовы избавиться от
дефектов своего характера, вы переходите к седьмому шагу, где вы действительно
избавляетесь от них.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Завершив
шестой шаг, вы:
1. Осознали,
что и в трезвости дефекты вашего характера часто вовлекают вас в
саморазрушительное повеление, приводящее к проблемам.
2. Осознали,
что дефекты характера дают вам временное удовольствие, которое вам нравиться
испытывать.
3. Определили
дефекты характера, от которых вы готовы отказаться.
4. Просили
дать вам готовность делать все необходимое, чтобы избавиться от дефектов
характера, от которых вы готовы отказаться.
5. Определили
дефекты характера, от которых вы еще не готовы отказаться.
6. Просили
дать вам в будущем готовность избавиться от дефектов характера, от которых вы
пока не можете отказаться.
|