Четвертый шаг.
Бесстрашно
произвели исследование и беспристрастную нравственную оценку самих
себя.
Первый шаг
приводит алкоголиков к осознанию своей химической зависимости и разрушающего
действия алкоголя на их жизнь. Второй шаг помогает понять, что им не хватает
знаний и силы, чтобы разрешить проблему самостоятельно. Третий шаг показывает,
что существует некий источник мужества, силы и надежды, а также группа знающих
людей, которые могут указать выход. Теперь, в четвертом шаге, алкоголики учатся
производить нравственную оценку своих сильных и слабых сторон.
Это довольно страшно,
честно взглянуть на себя, особенно, если вы делаете это первый раз в жизни. Для
проведения нравственной оценки требуется мужество, потому что вы узнаете такие
вещи о себе, которые не хотите знать. Вы как будто освещаете ярким светом
темную пещеру. Включив свет, вы начинаете видеть всяких ползающих там тварей.
Четвертый шаг
- это "исследование". Вам предлагается рассмотреть все стороны своей
натуры. В результате вы понимаете, что вы обычный человек, со своими
достоинствами и недостатками. Начиная путь к выздоровлению, вы должны знать,
что вы берете с собой в дорогу, чтобы иметь возможность укрепить свои сильные
стороны и преодолеть слабости.
Четвертый шаг
- это также "нравственная переоценка". Здесь вы имеете дело с такими
понятиями как "правильно" и "неправильно",
"хорошо" и "плохо". Вы должны ответить на такие вопросы,
как: "Хорош или плох для меня тот образ жизни, который я веду?"
"Помогает он мне или вредит?" "На благо или во вред этот образ
жизни близким мне людям?" "Мое поведение делает меня сильнее или
слабее в жизни?"
Мое понимание
четвертого шага можно свести в пять основных пунктов:
1. Вы осознаете необходимость осуществления личной оценки своих как
сильных сторон, так и слабостей (дефектов характера).
Первое, что вы
должны сделать, это осознать необходимость проведения нравственной оценки. На
начальных стадиях выздоровления большинство людей занимают позицию отрицания.
Сначала они отрицают свою химическую зависимость; затем отрицают, что их
пристрастие наносит вред их жизни; потом отрицают, что для выздоровления
нуждаются во внешней помощи. Первые три шага преодолевают все эти отрицания. Но
теперь человеку предстоит разрушить еще более глубоко укоренившуюся форму
отрицания - отрицание того, кто он есть на самом деле, и что ему действительно
нужно, чтобы быть счастливым.
Алкоголики и
наркоманы всех видов склонны обвинять всех вокруг. Что бы ни случилось, они
всегда находят кого-то, кто виноват. Четвертый шаг рекомендует прекратить
обвинять других и начать принимать ответственность за свои поступки и их
последствия на себя. Если у человека возникают проблемы с поддержанием
трезвости, значит, он делает что-то не то. И беда в том, что он не знает, что
именно препятствует его трезвости. Задачей четвертого шага как раз и является
выяснить это.
Все программы
"12 шагов" говорят, что необходимо научиться отделять зависимое
"я" (мысли, чувства и поведение, ориентированные на употребление
алкоголя или наркотиков) от трезвого "я" (мысли, чувства и поведение,
ориентированные на трезвость). Но каждая программа использует несколько
различную терминологию. Чаще всего в литературе по 12-ти шагам зависимое
"я" обозначается как "это". Когда где-то говорится об
"это", подразумевается обычно "зависимое я".
Цель
четвертого шага - развенчание это, или зависимого "я". Зависимому
"я" часто свойственна претенциозность (зависимые люди считают себя
лучше или значительнее, чем другие) и эгоцентричность (они убеждены, что
являются центром Вселенной, все же остальное имеет мало значения). Эти
претенциозность и эгоцентричность часто проявляются, когда человек
предпринимает четвертый шаг. Ниже приводится пример самооценки, сделанной одним
алкоголиком со стажем трезвости всего три недели.
"Мои
достоинства: терпимость, притом, что мне приходится иметь дело со всеми этими
сумасшедшими и идиотами. Мои слабости: моя неспособность наставить этих людей на правильный путь, путь,
предназначенный им Богом - мой путь!"
У многих
алкоголиков несколько иная проблема. У них сочетается чрезвычайная
претенциозность (убеждение, что они лучше всех) и жалость к себе (убеждение,
что они хуже всех). Четвертый шаг учит смирению. Он позволяет человеку увидеть,
кто он на самом деле, каковы его сильные и слабые стороны. Это позволяет
человеку развивать свои сильные стороны и работать над преодолением недостатков.
На ранней
стадии выздоровления человеку трудно должным образом пройти четвертый шаг. Он
может понять, что такое нравственная оценка и как ее делать. Он даже может
произвести "пробную" оценку. Но в большинстве случаев, когда эта
оценка производится в первые тридцать дней, она на самом деле не имеет никакого
отношения к четвертому шагу. Обычно это первый шаг в скрытой форме.
В первом шаге вы составляете список проблем, которые
непосредственно вызваны вашим пристрастием. Этот список является описанием того,
что произошло с вами в результате употребления спиртного или наркотиков. Первый
шаг фокусирует ваше внимание на проблемах, связанных с интоксикацией или
попытками воздержания. Он заставляет вас посмотреть на последствия вашего
образа жизни. Четвертый шаг идет дальше. Он ставит такие вопросы, как:
"Что во мне есть такого, что привело меня к зависимости?" "Что я
несу в себе на пути к выздоровлению, что может подтолкнуть меня к срыву?"
Задачей четвертого шага является выявление дефектов
характера, которые заставляют человека страдать в трезвости. Дефекты характера,
на самом деле, являются комбинацией четырех элементов: ошибочных
убеждений, иррациональных мыслей,
болезненных чувств и саморазрушительного поведения.
Ошибочные
убеждения - это наши идеи о нас самих, о других людях и о мире в целом,
которые мы считаем истинными, но которые на самом деле ложны. Так, например,
многие выздоравливающие алкоголи убеждены, что они неудачники. А если они в
любом случае неудачники, то зачем пытаться? Не имеет значения, как усердно они
работают, чтобы достичь выздоровления, они все равно придут к срыву. Почему?
Потому что так положено неудачникам.
Ошибочные
убеждения создают автоматические иррациональные мысли. Когда с нами что-тo случается, в уме возникают мысли, основанные
на прошлом опыте, которые позволяют нам понять, что происходит. При наличии же
ошибочных убеждений возникают автоматические мысли, отражающие ошибочное
понимание происходящего.
Допустим, вы убеждены, что в вас нет ничего
хорошего. И кто-то влюбляется в вас. Какие мысли могут возникнуть у вас в
голове? Возможно, вы спросите себя: "Что с этим человеком? Во мне же нет
ничего хорошего. Если он любит меня, значит, он плохо разбирается в
людях".
Допустим, у
вас возникает какая-то проблема. В голове может появиться такая автоматическая
мысль: "Что толку беспокоиться? Я же неудачник. Что бы я ни делал, все
равно все пойдет наперекосяк".
Если
происходит что-то хорошее, вы можете удивиться: "В чем дело? Здесь что-то
не так. Со мной не должно такое произойти. Это только вопрос времени, пока
снова все не испорчу".
Эти
иррациональные мысли вызывают болезненные чувства. Гнев, ярость, стыд, вина, депрессия и
тревога - это все обычные симптомы неразрешенных дефектов характера.
Иррациональные мысли и болезненные эмоции толкают человека к неконтролируемому саморазрушительному
поведению. В результате
такого поведения возникают проблемы, в которых человек видит доказательство
своих первоначальных ошибочных убеждений.
Иррациональные
мысли и саморазрушительное поведение причиняют страдания. И проблема в том, что
как эти мысли, так и поведение, являются автоматическими и бессознательными. Вы
не осознаете их. Все, что вы знаете - это то, что вы страдаете. Но вы не
знаете, что ваши страдания созданы вашими мыслями и поведением.
Чтобы
предпринять четвертый шаг, необходимо иметь определенный стаж трезвости за
плечами. Вам предлагается встретиться с серьезными личностными проблемами, а
это болезненно. У большинства алкоголиков выработалась привычка заглушать боль
алкоголем или наркотиками. Если вы приступите к четвертому шагу слишком рано,
то болезненное осознание ваших дефектов характера может вызвать сильную тягу к
алкоголю или наркотикам. Поэтому важно пройти определенные ступени программы,
чтобы научиться сохранять трезвость, прежде чем приступать к четвертому шагу,
вскрывающему многие болезненные моменты.
Когда был
записан последний шаг, все шаги были пронумерованы. Четвертый шаг является
четвертым, и на это есть причина! Предполагается, что, прежде чем притупить к
этому шагу, вы пройдете первый, второй и третий шаги. Прежде чем начать
выявление дефектов своего характера, вы должны твердо уяснить себе, что вы
алкоголик (химически зависимый), и должны прекратить употребление алкоголя и
всех других наркотиков. Вы также должны научиться обращаться за помощью и
принимать ее от других людей, более осведомленных о процессе выздоровления.
Четвертый шаг
предлагает вам исследовать ваши
личностные достоинства и недостатки
и определить, что вы хотели бы: и дальше продолжать пить или
принимать наркотики. Ваши дефекты характера становятся очевидны, когда вы
пытаетесь вести трезвую жизнь. Именно период трезвой жизни вызывает
необходимость четвертого шага. Раньше при помощи алкоголя или наркотиков вы легко могли справиться с болью, связанной с вашими
дефектами характера. Однако облегчение было временным - вы лишь временно
заглушали боль.
Если вы не
произведете тщательную оценку этих разрушительных аспектов, они дальше будут
лишь усугубляться. В период воздержания страдания не уходят, а все больше усиливаются.
Если вы не вскроете те мысли, чувства и модели поведения, которые причиняют
страдания, вы не избавитесь от страдания. В А.А. эти разрушительные мысли,
чувства и модели поведения называют "дефектами характера". В
психологии они называются "личностными проблемами". В основе каждого
дефекта характера лежат ошибочные убеждения относительно самого себя, других
людей и относительно мира в целом. Вы думаете, что знаете истину. Вы искренне
верите, что вы правы, хотя, на самом деле, вы ошибаетесь. Вы неправильно судите
о себе и других, и даже не знаете этого.
Почему
некоторые алкоголики и наркоманы претенциозны? Потому что в глубине души они
искренне верят, что они лучше других. Почему в другие моменты они начинают
бичевать и принижать себя? Потому что активизируется их другое ошибочное
убеждение. Претенциозность сменяется жалостью к себе. Они начинают верить в
свою никчемность и недостойность.
Почему на
ранних стадиях выздоровления алкоголики склонны к изоляции, избегают других
людей? Некоторые искренне верят, что они
не могут понравиться людям. Другие уверены, что люди ничего не могут дать
им.
Вот почему вам нужна глубокая нравственная
переоценка. Необходимо вскрыть все эти ошибочные убеждения. Вы должны раскрыть
истинную природу ваших заблуждений, добраться до этих основополагающих
убеждений, которые ввергают вас в иррациональные мысли и саморазрушительное
поведение. Чтобы осуществить это, ваша самооценка должна быть тщательной и
беспристрастной. Принимаясь за исследование, вы задаете себе решающие вопросы,
которые вскрывают ваши ошибочные представления о себе, других и о своей жизни.
Затем вам потребуется мужество, чтобы ответить на эти вопросы со всей
честностью. Это сделать совсем не просто. Для большинства людей это оказывается
наиболее сложным делом, которое они когда-либо делали в своей жизни. Поэтому
многие стараются обойти четвертый шаг, или выполняют его поверхностно.
Я знал людей,
которые жили трезвой жизнью по пять и по десять лет и всячески уклонялись от
выполнения четвертого шага. Когда их спрашивали об этом, они говорили: «Я
сделал это мысленно". На вопрос написали ли они что-нибудь, они отвечали
"нет". Когда их спрашивали: "Составили ли вы список
вопросов?", они отвечали: "Нет, но я имею общее представление о том,
кто я есть". В переводе с языка отрицания это означает: "Я не
выполнил четвертый шаг, но я не хочу признавать этого!"
Цель четвертого шага не в том, чтобы получить общее
представление. ' Цель его - узнать
точно, кто вы есть, что вы делаете и почему вы это делаете. Четвертый шаг заставляет
вас задуматься о вещах, о которых вы не хотите думать. Он заставляет вас
встретиться лицом к лицу с пугающими и смущающими аспектами вашей личности.
Выполняя должным образом четвертый шаг, большинство людей обнаруживают у себя
дефекты характера, которые заставляют их делать безумные вещи в трезвой жизни.
Четвертый шаг помогает понять природу "аддиктивного безумия", которое
преследует вас и в трезвости.
2. Вы осознаете и преодолеваете отрицание и оправдания, препятствующие
проведению нравственной самооценки.
Это следующая
задача. Если вы признали свою химическую зависимость, это еще не значит, что
проблема отрицания для вас полностью решена. Отрицание преследует
выздоравливающих алкоголиков и в их трезвой жизни, меняется лишь предмет
отрицания. Когда вы пили или употребляли наркотики, вы отрицали свою химическую
зависимость. Теперь, ведя трезвую жизнь, вы отрицаете свои личностные проблемы
или дефекты характера, которые постоянно будут подталкивать вас обратно к
употреблению алкоголя или наркотиков. Это отрицание бессознательно. Вы не
говорите себе: "Сегодня, пожалуй, я откажусь от честного размышления о
себе". Вы просто продолжаете размышлять прежним образом, продолжаете
верить, что вы тот же человек, каким были в период употребления наркотиков. Вы
отказываетесь исследовать или изменить свои убеждения, позиции, ценности и
мысли аддиктивной природы.
Чтобы понять,
как отрицание может быть бессознательным, подумайте немного о своем дыхании.
Дыхание, в основном, бессознательный процесс. Вы дышите постоянно, но редко
задумываетесь об этом. Это стало привычкой. Единственный случай, когда вы
начинаете думать о дыхании, это когда вам не хватает воздуха.
Таким же
образом, вы постоянно отрицаете многое из того, что касается вашей личности. Вы
замечаете свое отрицание только тогда, когда то, что вы отрицаете, выходит на
поверхность и причиняет вам страдания. А когда это происходит, вам хочется
избавиться от страдания. Вы хотите чувствовать себя лучше, не меняя своего
мышления, поведения и отношений с другими людьми. Вы хотите чувствовать себя
лучше прямо сейчас. Вы хотите найти что-то, что действовало бы так же, как
раньше действовали для вас наркотики. Что делают наркотики и алкоголь? Они
позволяют вам чувствовать себя лучше без изменения ваших мыслей, поведения или
отношений с другими людьми.
Вы должны осознать, что вы прибегаете к отрицанию,
что вы ищете оправдания, чтобы избежать честной оценки самого себя. Одной из
основных форм отрицания является компульсивное поведение. Чтобы заглушить свои
чувства, вы переедаете, уходите с головой в работу, пьете много кофе или
курите.
Одно время я
работал в одной программе, где большинство сотрудников курили. Всегда можно
было понять, когда кто-либо из сотрудников что-то переживает. Курящие сразу
зажигали сигареты; склонные к компульсивному перееданию бежали в буфет или
доставали из ящиков столов бутерброды; трудоголики доставали свои журналы, и
начинали писать. Пока не проведена нравственная оценка, предусмотренная
четвертым шагом, вы будете продолжать переводить болезненные переживания,
вызванные вашими ошибочными представлениями, в компульсивное поведение.
Подойти к
выполнению четвертого шага нелегко. Вы
понимаете, что необходимо произвести самооценку, и все же продолжаете
сопротивляться. Как справиться с этим?
3. Вы выбираете знающего и опытного человека (спонсора из А.А.,
духовного наставника или консультанта), который мог бы помочь вам произвести
самооценку.
Я считаю, что
это очень важно. Пробовали ли вы когда-нибудь побриться или нанести макияж без
зеркала? Вам нужна система обратной связи. Если вы хотите изменить свою
физическую внешность, вам необходим инструмент, который давал бы вам отражение
- чтобы вы физически могли себя видеть. Если вы пытаетесь изменить себя
психологически и духовно, вам необходимо зеркало, которое давало бы вам ваше
психологическое и духовное отражение. Я называю это "психологической
видимостью". Такое отражение вам может обеспечить только другой человек
при условии абсолютной честности с вами. Таким образом, для прохождения
четвертого шага вам нужен наставник, спонсор или духовный или психологический
консультант. Этот консультант не
должен делать за вас оценку, он лишь поможет вам научиться делать это самому.
Выбрав
человека, который поможет вам
произвести нравственную оценку, вы переходите
к следующей стадии.
4. Вы составляете список вопросов, касающихся ваших достоинств и
недостатков, который поможет вам в проведении самооценки.
Этот список
вопросов станет вашим руководством при выполнении нравственной самооценки.
Чтобы выполнить работу основательно и полно, вам нужен метод или система.
Существует ряд книг, где вы можете найти соответствующие руководства для
прохождения четвертого шага. Это, например, Хазельден-каталог (Hazelden catalog), Hazelden Foundation of Minnesota, и Большая книга
А.А.
He существует единого для
всех правильного списка вопросов. Для своей самооценки вы должны составить свой
список вопросов при помощи вашего спонсора или консультанта. Они должны помочь
вам спросить себя:
"Какие
области мне нужно исследовать?"
Итак, вы
изучаете руководства по проведению самооценки. Понимая, что разные люди имеют
разные проблемные области, на которые следует обратить особое внимание, вы
выбираете то, что подходит непосредственно вам. Каждый человек должен составить
собственное руководство по самооценке, которое будет помогать ему в раскрытии
его дефектов характера.
5. Вы производите самооценку, составляя список своих достоинств и
недостатков.
Сначала
определите свои сильные стороны и запишите их. Каковы ваши особенно ценные
качества? Что может послужить основой для вашего выздоровления? Затем
определите ваши слабые стороны и запишите их. Что вам мешает? Какие дефекты
характера могут причинять вам страдания в трезвости? Один человек выразил это
так: "Чтобы выявить дефекты моего характера, я должен спросить себя,
почему сейчас, когда я трезвый, я продолжаю действовать, как пьяный".
Очень важно
письменно выполнить четвертый шаг. Если вы не будете писать, вы, на самом деле,
не выполните его. Составляя четкий список своих достоинств и недостатков, вы как
бы сами предстаете перед собой в письменном виде. Вы вынуждены давать себе
оценку в белых и черных красках, записывать ее, читать и исправлять. Процесс
записывания позволяет вам посмотреть на себя со стороны, как видят вас другие.
Когда вы делаете это мысленно, вы легко можете уклониться. Когда же пишите, то,
что вы написали, непосредственно предстает перед вами.
При
добросовестной работе по четвертому шагу вы должны записать такие секретные
вещи, которые никогда никому не говорили, и не хотели бы, чтобы о них кто-либо
узнал. Если вы можете поделиться тем, что написали, хотя бы с одним человеком,
возможно, вы не определили своих главных дефектов. Но если вас охватывает
чувство ужаса, когда вы все это пишете, и вы боитесь, как бы кто-нибудь не
нашел ваши записи ни не прочитал их, вы добросовестно выполнили четвертый шаг.
Цель
нравственной самооценки заключается в определении "точной природы ваших
заблуждений". Вы не должны составлять список всех неблаговидных поступков,
которые вы совершили в жизни. Например, многие люди вступают на путь
выздоровления с чувством вины за свое сексуальное поведение. Если в четвертом
шаге вы напишете: "Я имел связь с Сью, а затем с Ширли", это будет
исповедь, а не выполнение четвертого шага.
Более важно
было бы записать: "Что-то есть такое во мне, что заставляет меня быть
неразборчивым в связях". Вы должны записать природу своих ошибок, а не
конкретные детали.
Или: "В
четверг я украл часы, в пятницу я украл браслет, а в субботу украл
запонки". Это имеет какое-то отношение к четвертому шагу? Нет. Следует
написать: "Что-то заставляет меня быть вором. Какой-то дефект характера
побуждает меня воровать". Вы должны определить этот дефект характера -
т.е. природу ваших неправильных действий.
"Я
обманул моего ребенка в субботу, обманул жену в воскресенье и обманул моего
начальника в понедельник. Я никогда больше не буду их обманывать". Важно
ли это? Нет. В следующий раз вы обманите кого-то другого в каких-то других
вопросах. Что действительно важно - это, что какой-то дефект характера заставляет
вас говорить ложь. Это природа ваших ошибочных действий. И именно дефекты
характера являются целью работы по четвертому шагу.
Многие
психологи не любят выражение "дефекты характера", они называют их
"личностными проблемами". Но, по существу, они говорят о том же
самом. Дефект характера - это личностная характеристика, состоящая из
иррациональных мыслей, неуправляемых чувств и саморазрушительного поведения.
Дефекты
характера действуют на пяти уровнях. Первый уровень - ситуационный. В какие
ситуации ввергает вас природа вашей проблемы? Второй уровень - поведенческий. Какую модель поведения активизирует
ваш дефект характера? Третий уровень - мышление. Какие иррациональные мысли
вызывает дефект характера? Четвертый уровень - чувства. Какие неуправляемые чувства и эмоции возникают? Пятый
уровень - центральное ошибочное убеждение. Это и есть основа дефекта характера, которая питает всю проблему.
"Какое фундаментальное ошибочное убеждение содержит ваша система
ценностей, которое заставляет вас вести себя подобным образом?" Именно это
центральное ошибочное убеждение вы должны найти в четвертом шаге.
Например, что
заставляет вас быть беспорядочным в связях? Давайте исследуем все уровни, на
которых действует этот дефект
характера. На ситуационном уровне вы всегда попадаете в ситуации, где вы
окружены людьми, приводящими вас в сексуальное возбуждение. Что-то внутри вас
заставляет вас вести себя определенным образом, вы начинаете флиртовать. В
голове начинают крутиться иррациональные мысли: "Вот было бы здорово, если
бы она легла со мной в постель. Я почувствовал бы себя самым лучшим человеком,
и все проблемы ушли бы". Затем возникают чувства. Потенциальный риск и
приключение вызывают выделение адреналина, и вы приходите в возбуждение.
Сексуальные фантазии активизируют выделение половых гомонов. Что же лежит в
основе всего этого? Может быть несколько центральных ошибочных убеждений. Одним
из общих убеждений является такое: "Имея много связей, я буду настоящим
мужчиной (настоящей женщиной)". Это убеждение ошибочно, потому что быть
мужчиной или женщиной больше зависит от характера, а не от сексуального
поведения. Могут быть и другие ошибочные убеждения:
"Сексуальные
связи решат мои проблемы". На самом деле, в большинстве случаев
неразборчивость в связях в гораздо большей степени создает проблемы, чем их
решает. Или, человек может ошибочно верить, что сексуальные связи со многими
разными людьми помогут ему обрести целостность. Или, что если он найдет, в
конце концов, подходящего партнера, то вся жизнь изменится и все будет в
порядке.
Для многих
людей выполнение четвертого шага
становится мощным, переворачивающим всю жизнь опытом. Это переживание страха и
решимости, страдания и облегчения, сомнения и абсолютной уверенности. Для
выполнения четвертого шага вы должны быть бесстрашным и внимательным. Если вы
подходите к четвертому шагу нерешительно, без особого энтузиазма, вы получите
мало пользы для себя. "Что посеешь, то и пожнешь". Если вы
действительно готовы к честной самооценке, вы обнаружите не только боль и
страдания, но также неисчерпаемый источник облегчения.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Выполнив
четвертый шаг, вы:
1.
Пришли к убеждению, что вам необходимо
произвести личную переоценку своих как сильных, так и слабых сторон.
2.
Преодолели отрицание и оправдания, которые
препятствовали проведению самооценки.
3.
Выбрали знающего и опытного человека (спонсора
А.А., духовного наставника или консультанта), который мог бы помочь вам в
выполнении самооценки.
4.
Составили список вопросов, касающихся ваших
достоинств и недостатков, предназначенный помочь вам в выполнении самооценки.
5.
Произвели самооценку, составляя список своих
достоинств и недостатков.
|