Новый сайт Четверг, 16.05.2024, 14:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Зависимость

Главная » Статьи » 12 Шагов и 12 Традиций.

Одиннадцатый Шаг.

Одиннадцатый шаг.

    "Путем молитвы и размышления пытались углубить наш сознательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь лишь о знании Его воли относительно нас и об обретении силы для ее исполнения."

Одиннадцатый шаг - это "духовный шаг", в котором вы пытаетесь углубить свое духовное понимание Бога. Первые десять шагов являлись подготовкой к этому шагу. В результате первых трех шагов вы безоговорочно приняли Высшую Силу, просто чтобы оставаться трезвым. Большинство людей обнаруживают, что Высшая Сила, к пониманию которой они приходят в одиннадцатом шаге, сильно отличается от той Силы, к которой они обращались в первом шаге.

Отец Джозеф Мартин выразился относительно этого очень просто и выразительно:

"Нельзя накормить (духовным) куском мяса (духовного) младенца. Он подавится". Если начать разъяснять алкоголику духовные, мистические концепции Бога, он вполне может уйти и никогда больше не вернуться.

В первых трех шагах вы должны были решить: "Кто или что является моей Высшей Силой? Какой существует источник помощи, более могущественный, чем я?" Вы пытались определить, что для вас является Высшей Силой, хотя она и не обязательно должна была быть духовной.

Одиннадцатый шаг включает следующие задачи.

 

1. Вы решаете поверить в Высшую Силу и называть эту Высшую Силу Богом.

Я долго не мог понять одиннадцатый шаг. Помогла мне в этом, в конце концов. Большая Книга для людей, страдающих компульсивным перееданием, - "Compulsive Overeater"- написанная Биллом Б. Говоря о поиске Высшей Силы, Билл рассказывает, что посоветовал ему его спонсор. Когда Билл сказал спонсору, что не верит в Бога, спонсор

спросил его: "Ты готов поверить, что Бог есть?" Когда Билл сказал, что не уверен, спонсор поставил вопрос иначе: "Допускаешь ли ты возможность, что Бог существует?" На это Билл ответил: "Конечно. Я готов допустить, что, возможно. Бог существует". Тогда спонсор сказал:

"Я хочу, чтобы ты взял лист бумаги и описал, каким бы ты хотел видеть Бога, если бы Он существовал. Ты не должен верить, что Бог есть. Просто представь, что если бы Он существовал, и ты мог бы создать Его таким, каким ты хочешь, какими бы качествами ты Его наделил?" Билл написал все это и принял возможность, что, возможно. Бог действительно существует. И вы можете сделать то же самое.

Я уверен, что у каждого человека есть Бог, мы просто называем его разными именами. Один атеист однажды сказал мне: "Терри, я атеист. У меня нет Бога". Я спросил его: "Во что же ты верить, что организует твою жизнь?"

"Я верю в науку" - ответил он.

Таким образом, наука была его "Богом". Почему я так думаю? Потому что вся его жизнь строилась вокруг науки. Я полагаю, что люди воспринимают слово Бог (God) как Хорошо Организованное Руководство (акроним для Good Orderly Direction). Тогда Бога можно рассматривать как основную ценность в вашей жизни, на основе которой вы отроете все остальное. Эта ценность придает упорядоченность, смысл и цель всему, что вы делаете.

Если вы основываете свою жизнь на разуме, вашим Богом является разум. Если вы подчиняете ее пьянству, ваш Бог - спиртное. У каждого активно пьющего алкоголика есть Бог, который называется алкоголь. Возможно, вы не хотите этого признавать. Но подумайте, если вы химически зависимый и активно употребляете алкоголь или наркотики, что является организующим принципом вашей жизни? Какая Высшая Сила дает вам жизнь, дыхание и от которой вы зависите? Это химические вещества. Если вы страдаете компульсивным перееданием, ваш Бог - еда. Если вы созависимый, вашим Богом является какой-то другой человек, о котором вы заботитесь и которого пытаетесь исправить.

Ваш Бог - это центральный принцип, высшая ценность в вашей жизни. И "верить в Бога" - значит просто признать этот факт, как перед другими, так и перед самим собой. Вы подтверждаете свою веру в Бога, хотите вы того или нет, когда утверждаете: "Да, в этом цель и смысл моей жизни". Но вы обычно не осознаете того, что вы можете выбирать, во что вам верить.

Следующая ступень подразумевает, что этот гипотетический Бог действительно существует. Теперь вы можете попытаться установить с ним связь и посмотреть, что из этого выйдет.

 

2. Вы допускаете возможность установления личной связи с Богом, как вы Его понимаете.

Некоторые люди интересуются: "Если я создал собственную концепцию Бога, как я могу установить связь с Ним?" Здесь стоит рассмотреть такие два вопроса: "Доступен ли для меня этот Бог, как я Его понимаю?" и "Обеспечивает ли мне моя идея Бога Высшую Силу, которая заботится обо мне?" Если на оба вопроса вы отвечаете "нет", значит, вы создали "концепцию Бога", от которой вам будет мало пользы. Возможно, вам следует подумать и прийти к новой, более удачной концепции.

Я не вижу большой разницы в том, существует ли на самом деле Бог, как вы Его себе представляете, или это просто мысленное упражнение. Все основные философские школы говорят нам, что невозможно доказать, существует Бог или нет.

Поскольку алкоголик не может точно знать, существует Бог или нет, то лучше подойти к этому вопросу с другой позиции: "Что будет для меня лучше - верить, что Бог есть, или верить, что Его нет?" Многие люди приходят к выводу, что для них лучше верить в Бога, даже если Его нет. В конце концов, что вы теряете?

Затем, на следующем уровне, вы должны решить: "Какой Бог достоин моей веры?" И вы имеете возможность и право создать соответствующую концепцию Бога. Вы можете выбирать. Для большинства выздоравливающих алкоголиков концепция Бога радикально меняется несколько раз в процессе их выздоровления.

Каждый, кто ведет духовный поиск, пытается понять природу нефизического аспекта вселенной. Вы хотите знать: "Что я из себя представляю? В чем моя сущность? Что такое душа? Что есть "дух"? Что это за психическая сила, которая движет мной?" Эти и другие философские вопросы составляют духовный поиск одиннадцатого шага.

По мере того, как вы узнаете больше, изменяется ваше определение того, во что вы верите. Этот процесс называется "расширением сознания". Но здесь следует быть осторожным. Согласно многим направлениям восточной философии "расширенное сознание", напротив, означает полное отсутствие знания, бессознательность.

Когда вы осознаете что-то, вы "знаете", и это знание возникает на разных уровнях. Вы знаете это на уровне разума. Вы знаете на уровне чувств и интуитивно. И когда вы знаете, вы можете поделиться истиной, как вы ее понимаете, с другими людьми. И другие люди тоже будут "знать". И вы можете почувствовать это. Это называется "голосом истины". Человеческий ум предназначен для истины. Истина необходима для духовного роста, а духовный рост необходим для трезвости.

 

3. Путем молитвы и медитации вы реализуете веру в возможность установления связи с Богом.

Допустив возможность установления связи с Богом и то, что вы достойны этого, вы делаете попытку. Если ваш ум открыт, и вы не склонны выносить необоснованные суждения, вы должны признать, что общение с Богом может оказаться действительно интересным и заслуживающим внимания опытом. Итак, вы решили попробовать.

Вы можете подойти к этому как к эксперименту. Многие люди отказываются верить, даже не делая никаких попыток. Но вы решили попробовать. Вы составили себе надежную концепцию Бога и теперь обращаетесь к Нему с молитвой. Позвольте мне дать здесь упрощенное определение двух процессов - молитвы и медитации. Молитва - это обращение к Богу, как вы Его понимаете. Вы просите Бога о том, что вы хотите от него получить. Медитация, или размышление, - это получение ответа, или выяснение того, что от вас хочет Бог.

Некоторые люди считают, что Бог находится где-то во вне. Другие говорят, что Он пребывает внутри нас, что это наше бессознательное. Я не знаю, кто из них прав, а может быть не правы ни те, ни другие. Но я не думаю, что это имеет какое-то значение. По собственному опыту могу сказать, что важен сам по себе процесс диалога.

В книге "Думай и богатей" Наполеон Хилл рекомендует одно упражнение. Он предлагает создать в уме коллегию советников, выбрав для этого известных исторических личностей, которые являются для нас авторитетом - таких как Абрахам Линкольн или Мартин Лютер Кинг. Каждый день, созывая этих "советников", мы должны задавать им вопросы и представлять, как бы они ответили. Чтобы получить ответ, нужно на какое-то время принимать на себя качества каждого из советников и пытаться представить, что каждый из них мог бы нам ответить, исходя из его критериев и ценностей. Некоторые полагают, что, создавая такие образы, мы на самом деле взаимодействуем с "духами". Но я думаю, что эти образы - просто продукт нашего ума и воображения. Как бы то ни было, упражнения подобные этому могут оказаться очень полезным опытом и помочь посмотреть на проблему с новой точки зрения.

Создавая образ уважаемого вами человека, и представляя совет, который он мог бы вам дать, вы на какое-то время принимаете на себя качества и ценности, которыми, по вашему, обладает этот человек. На несколько мгновений вы становитесь похожими на него. Это упражнение помогает вам расширить свое "я" и свою систему ценностей. Оно позволяет вам установить контакт с такими частями вашей личности, о которых вы раньше не подозревали.

Представление, что эти образы действительно являются "духами", таит в себе опасность. В таком случае, вы можете снять с себя ответственность. Вы можете сказать себе:

"Не я придумал этот ответ; его подсказал мне "дух". Я не отвечаю за это. Вся ответственность на моем "духе"". Тогда человек склонен преуменьшать силу своего собственного ума.

После того, как вы создали для себя ясный образ Бога, каким бы вы хотели, чтобы Он был, вы пытаетесь установить с Ним связь. Вы должны быть готовы использовать для этого молитву и медитацию. Как это делать? В книге Двенадцать и Двенадцать даются ясные рекомендации, как и о чем нужно молиться. Вы не должны просить у Бога новый Кадиллак или чтобы Он выполнил за вас домашнюю работу. Это не сработает. А.А. советует вам молиться о "знании воли Бога относительно вас и о даровании вам силы и мужества для выполнения этой воли", что и будет вашей следующей задачей.

 

4. Вы сосредотачиваете свои молитвы и размышления на получении знания воли Бога и обретении мужества для ее выполнения.

Что значит "знание воли Бога"? Я был воспитан в католической традиции, и мы называли это "призвание", т.е. знание того, что по замыслу Бога я должен делать в жизни. Выздоравливающие алкоголики должны знать, каково их предназначение в жизни, в чем заключается их духовный поиск.

Что вам предназначено делать в жизни? Каковы ваши природные таланты и склонности? К каким высшим целям и ценностям вам нужно стремиться? Именно об этом знании вы молитесь. Вы молитесь о знании того, что вам делать теперь, когда вы ведете трезвую жизнь. Вы молитесь о том, чтобы найти направление, которое поможет вам обрести целостность и почувствовать себя реализованным, исцелить себя и духовно расти.

Я как-то слушал лекцию Стефана Глена, специалиста по воспитанию здорового ребенка. Он определил свою концепцию Бога таким образом: "Для меня Бог, или Высшая Сила, - это некие ценности, знания или источник энергии, отдельные от меня, - которые придают моей жизни смысл и целенаправленность. Это некие ценности, превышающие меня, которые делают мою жизнь осмысленной. Это нечто большее, чем я, что продолжит свою существование после меня и ради чего стоит жить".

 

5. Получение личного опыта подтверждает действенность вашей духовной программы.

Чтобы удостовериться в действенности своей духовной программы, необходим личный опыт. Вы должны попробовать установить связь с Богом и посмотреть, к чему это приведет. Это эксперимент, проверка качества "пудинга". Отец Мартин говорит об этом так:

"Для меня не важно, насколько вы хороший повар. Если вы печете пирог, едите его и потом болеете, значит это плохой пирог. Мне безразлично, насколько хороша теория. Если я применяю ее на практике, и она не работает, эта теория никуда не годится".

Если человек пытается следовать духовному подходу в своем выздоровлении, и ничего не происходит, он может отказаться от него. Но если этот подход дает какие-то положительные результаты, то человек и дальше будет следовать ему. Большинство людей, принимающих духовный подход, ощущают его действенность. Они переживают трансформацию своей личности. Они получают духовный опыт или духовное пробуждение .

 

6. В результате духовного опыта вы ощущаете изменения в себе.

Важно ответить для себя на следующие вопросы: "Ощутили ли вы изменения в себе в результате вашего духовного опыта?", "Чувствуете ли вы себя другим?" На духовном языке эти изменения часто называются "трансформацией личности". Многие люди, следующие духовной программе, отмечают значительные изменения в том, как они ощущают себя, в своем мировосприятии и в отношении к миру.

Психолог   Абрахам   Маслоу   подтвердил   психологическую приемлемость духовного опыта. Он наблюдал за высоко функциональными людьми и выяснил, что большинство из них обычно имеют духовные переживания. Его исследования также показали, что, когда люди достигают более высокого уровня самоуважения и самоактуализации, число их духовных переживаний существенно возрастает.

Духовный опыт дает вам необыкновенное чувство благополучия. Как будто вы находитесь в гармонии со всей вселенной. Вы чувствуете себя чрезвычайно важным и, в то же время, совершенно незначительным. Вы ощущаете себя частью чего-то большего и, в результате, испытываете душевный покой и блаженство. На какое-то время вам кажется, что в мире все устроено как надо, что вы находитесь именно в том месте, в котором должны находиться, и именно в то время, в какое должны.

Такие мгновения трансформации возможны, и они происходят в жизни многих выздоравливающих алкоголиков.

 

7. Вы признаете перед собой и другими, что в результате вашего духовного опыта с вами произошли изменения.

Ум человека предназначен для истины. И чтобы найти истину, вы должны быть готовы честно делиться своим опытом в процессе выздоровления и критически его оценивать. Получая новый положительный опыт, вы должны честно признавать это. То же относится к неудачному опыту. Вы должны честно оценивать как положительные, так и отрицательные результаты.

Это может быть сложно. Духовный компонент программы обычно переживается каждым человеком в уникальной, очень индивидуальной форме. Духовные переживания других людей не обязательно должны соответствовать вашим. Духовные практики, которые эффективны для одних людей, могут не срабатывать для других. Вот почему необходима исключительная честность. Вы должны сравнивать и искать, что работает для вас, а что нет. Важно рассказывать на собраниях о своих попытках духовной работы. По существу, делясь своим опытом, вы даете оценку тому, что вы пытались сделать. Вы также учитесь у других людей, которые делали  попытки в том же направлении. Когда у вас есть достаточно информации относительно собственного опыта и опыта других людей, вы можете выбирать, что вам считать истиной, помня при этом, что "истина" должна постоянно подвергаться переоценке. По мере духовного роста и развития ваше понимание истины будет меняться.

"Здоровый" духовный опыт ведет к росту и развитию, делая вас в целом сильнее. В конечном итоге, он позволяет встретить смерть мужественно, с достоинством, с осознанием цели и смысла.

Один мой друг по имени Том умирал от рака. Том был атеистом, и незадолго до конца его жизни у нас было несколько дискуссий по поводу жизни, смерти и понятия Бога или Высшей Силы. За несколько месяцев до его смерти мы отправились на выходные в пустыню. Это была возможность для нас попрощаться. Мы сидели на закате на крыше его фургона, наблюдая за трехколесными велосипедами, поднимающими пыль в дюнах, и разговаривали о духовности.

"Том, ты атеист", - начал я разговор. - "Как ты понимаешь Высшую Силу?" "На одном уровне я верю, что Бог есть. Вот о чем я говорю", - Том посмотрел через пустыню на закат и на блики на песке. - "Я смотрю вокруг, и чувствую, что должен быть кто-то, кто делает закат таким, каким я бы его не сделал. Есть кто-то или что-то, кто создает деревья такими, какими я их не смог бы создать. Такова моя концепция Бога. Есть некий организующий принцип во вселенной, который организует мир лучше, я в состоянии это сделать".

На мгновение Том замолчал и посмотрел на меня глубоким взглядом: "Страшно стоять на пороге смерти, но на каком-то уровне я знаю, что я занимаю свое место в этом порядке. Я не верю, что меня ждет что-то дальше. Я думаю, что когда я мертв - я действительно мертв. Я не верю, что есть жизнь после смерти, или что я пройду через какой-то туннель и выйду с другой стороны. Я просто не могу принять этого моим сердцем. Но я чувствую, что каким-то образом в этом общем порядке вещей мое существование имело какое-то назначение. Я сделал все, на что был способен, и теперь ухожу".

Перед смертью Том попросил жену передать одно послание людям, которые соберутся на службу после его смерти. Вот что он нам передал: "Шаги А.А. работают, и то, что они обещают, оправдывается".

Если вы знаете какого-то человека, который находится при смерти, особенно если он участвует в программе "12 шагов", поговорите с ним о его переживаниях. Том делился своим опытом, силой и надеждой до самого момента своей смерти, и его смерть многому меня научила. Это часть программы. Духовный рост достигается благодаря обмену опытом между людьми.

Наблюдая, как умирал Том, как он использовал принципы Двенадцати шагов для обретения мужества перед лицом смерти, я спрашивал себя:

"Почему он не обратился к Лео Бускаглиа? Почему он не обратился к какому-нибудь теологу или психологу? Почему он возвращался к шагам?" Я не знаю ответа. Я просто задумался об этом. Я знал и других людей, следующих программе, которые умирали. Шаги помогали им встретить смерть с честью и достоинством. Они оставляли эту жизнь с осознанием смысла и цели.

Однако помните, что есть и деструктивные формы духовности. Они могут сначала казаться благотворными, но в целом они ослабляют человека. Меня пугает большое число культов, подчиняющих ум человека, которые манипулируют людьми под маской духовного учения. Нет особой разницы, "научные" это культы, типа дианетики, или духовные, как многие фундаменталистские религиозные культы, которые, прикрываясь христианства, управляют людьми.

Занимаясь духовным поиском, следует быть осторожным. Существует много подходов, которые могут навредить человеку. Я не стал бы доверять такому духовному подходу, который отвращает человека от программы "12 шагов". Я не знаю ни одного узаконенного духовного или религиозного полхода, который бы возражал против посещения своими членами А.А. Если вы столкнетесь с духовным учением, которое велит вам прекратить участие в А.А. и в вашей программе выздоровления ... бегите от него как можно быстрее.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Завершив одиннадцатый шаг, вы:

1.       Решили поверить в Высшую Силу и называть эту Высшую Силу Богом.

2.       Допустили возможность установления личной связи с Богом, как вы Его понимаете.

3.       Путем молитвы и медитации (размышления) реализуете веру в установления связи с Богом.

4.       Сосредотачиваете свои молитвы и медитацию на получении знания воли Бога и обретении мужества для ее выполнения.

5.       На личном опыте подтверждаете действенность вашей духовной программы.

6.       Ощущаете изменения в себе в результате духовного опыта.

7.     Признаете перед собой и другими, что в результате духовного опыта с вами произошли изменения.

Категория: 12 Шагов и 12 Традиций. | Добавил: Купец (25.05.2013)
Просмотров: 972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
12 Шагов.

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz